Вилюйчане с воодушевлением приняли постановку театра Олонхо «Кыыс Дэбилийэ»

В Вилюйске в рамках Дней культурной экспедиции состоялся показ спектакля «Кыыс Дэбилийэ». Это первое выступление Театра Олонхо на вилюйской сцене. Жители улуса по достоинству оценили яркую самобытную постановку народной артистки Якутии Степаниды Борисовой. Немалый энтузиазм у зрителей также вызвало участие в спектакле земляка Гаврила Менкярова.

Предваряя показ спектакля, к зрителям, заполнившим зал Дворца культуры имени Марка Жиркова, обратился народный артист Российской Федерации, государственный советник РС(Я) Андрей Саввич Борисов. Он рассказал, что целью культурной экспедиции является обсуждение, обмен мнениями и идеями по становлению единой системы Домов Олонхо, поиску новых форм и содержания их работы. Андрей Саввич, как известно, является главным идейным вдохновителем сохранения и преумножения наследия Олонхо в республике.

Он подчеркнул, что вилюйчане могут по праву гордиться своим вкладом в культуру, именами знаменитых земляков, в числе которых Марк Николаевич Жирков — основоположник якутского профессионального музыкального искусства. «Люди искусства – не экстрасенсы, но и они могут увидеть вещие сны», — поделился Андрей Саввич и рассказал об удивительном сне, в котором ему явился сам Марк Жирков и подсказал идею, отправную точку во время непростого обдумывания постановки оперы «Дьулуруйар Ньургун Боотур». Андрей Саввич выразил восхищение и назвал «беспрецедентной» постановку оперы «Сыгый Кырынаастыыр» силами народного коллектива. «Это событие состоялось благодаря вашему главе Сергею Николаевичу Винокурову, его деятельность в деле развития культуры улуса заслуживает самого глубокого уважения», — отметил народный артист.

Спектакль «Кыыс Дэбилийэ» в постановке Степаниды Борисовой отличается молодежным составом актеров. И если в первой постановке этого спектакля Андрея Борисова в начале 2000-х годов в роли женщины-богатыря выступила сама Степанида Борисова, то в современной постановке главную роль играет молодая актриса Анастасия Алексеева, отнюдь не отличающаяся монументальностью форм. Но стоило хрупкой и невысокой Анастасии заговорить-запеть своим гортанным голосом, заворожить отточенностью и пластикой своих движений – и зритель бесповоротно поверил – да, это и есть Кыыс Дэбилийэ, крылатая воительница, бесстрашная заступница жителей Срединного мира. Действие спектакля-олонхо разворачивается в динамичном темпе. Зрителю не дают скучать яркие запоминающиеся образы действующих лиц, обитателей всех трех миров, их сильные голоса, точность и легкость танцевальных движений. Приятно удивил факт виртуозного владения текстом молодыми актерами, ведь лексика Олонхо довольно сложна и специфична. Живой отклик зрителей вызвали современные вставки – ироничный показ привычек и манер современной молодежи. Порадовал и наш земляк Гаврил Менкяров в роли Дыгыйдаан Бөҕө. Нагловатый, уверенный в своих силах старший брат, которого “вызванивают” на помощь обиженные братья, богатыри Нижнего мира.

Мы увидели на сцене сплав философии олонхо и эстетики современного театра. Можно рассмотреть параллели с театром Кабуки в Японии. Но, конечно, это настоящий театр Олонхо – единственный и неповторимый. Безусловно, канули в лету времена, когда люди собирались у камелька и с замиранием сердца слушали бродячих сказителей-олонхосутов. Но традиция олонхо продолжает жить в якутском народе. Во многом благодаря Театру Олонхо, его основателю Андрею Саввичу Борисову и единомышленникам. Абсолютно неслучайно постановщик спектакля Степанида Борисова сделала ставку на молодых актеров. Кому как не молодым принимать эстафету старшего поколения и становиться последователями тех самых народных сказителей олонхо. Именно благодаря участию молодых деятелей культуры растет уверенность в светлом будущем нашего самого ценного духовного наследия.

Подробнее: https://xn--80avakbauqq.xn--p1ai/article/89101