Олонхо художественным взглядом Екатерины Суржаниновой

Давно приметила Настю Алексееву как интересную личность с запоминающейся внешностью. Еще с тех пор, когда собирались на вечерах Олонхо в Доме Арчы, сделала зарисовки с ней.
Идею написать ее портрет мне подкинула Елизавета Мигалкина. Мне хотелось бы раскрыть в этой работе многогранность Анастасии. И, пока я размышляла, общественное движение «Культура Якутии” объявило положение о выставке-конкурсе «ҺӨҔҮҤ: якутский язык глазами художника». Как раз тема Олонхо пришлась кстати, и эта на самом деле одна из ярких граней артистки, которую можно бы было раскрыть.
Я видела Анастасию как носительницу родного языка и эпоса, чьи корни тянутся из глубин веков. Но все равно в этом образе она является человеком настоящего. И вот эту связь я захотела передать в своей работе.
Красная нить языка как нечто нерушимое, проходящее сквозь рамки времен, она пронизывает нашу жизнь, от терминологии в разных видах деятельности, художественного языка литературы и фольклора до бытового изъяснения мысли. И в то же время нить хрупка, ее легко оборвать, не придав должного внимания…В этом плане женский образ представлен как символ сохранения и передачи потомкам своих знаний.
В этой картине нашли воплощение не только наша современница Настя Алексеева, но ее коллеги артистки Театра Олонхо Алиса Ларионова и Наталья Слепцова-Корякина, ювелир Христофор Стручков, кузнец Александр Данилов и два человека XVIII в., чьи образы мы с археологами реконструировали по найденным материалам.
Охватить одной работой все аспекты, пронизывающие якутский язык, по чувствам и ощущениям. Не письменное его обличие, а суть и задачу, которую он несет. Вот что хотелось передать мне как художнику.