Попадание в сердце: в Якутске состоялась премьера детского спектакля Театра Олонхо

Когда зрители на премьере вплотную сидят в проходах, тем более на премьере детского спектакля – это говорит о многом. Если бы сумели организовать второй показ, зрителей явно было бы еще больше. И дело вовсе не в том, что зал Театра коренных малочисленных народов Севера вместительностью не отличается, а в том, что спектакль проникает в сердце каждого.

О времени и о себе

Он удивительно современен, даром что поставлен по повести Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» (в версии Театра Олонхо – «Кыра сулус кыра тойоно», перевод Елены Слепцовой-Куорсуннаах, инсценировка Ольги Янцен). Классика, конечно, вечна, но создатели спектакля внесли в него современные нотки и даже ввели нового персонажа: здесь летчик рассказывает свою историю школьнице, уже вымотанной гонками за успехом, задерганной экзаменами и матерью – олицетворением общества. Причем никакого отхода от текста – это все есть у самого Экзюпери, просто проговаривается металлическим непреклонным голосом, да еще в многоустом варианте. Да уж, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя: каково оно, такова и «мамочка».

Сцена оформлена лаконично: на черном фоне – вырезанные из белой бумаги солнце и облака да полосы полиэтилена, свисающие сверху вниз либо перечеркивающие сцену по диагонали. Деревянная стремянка – самолёт, картонные коробки – то вместилища для барашков маленького принца, то парты, то пятое, то десятое – как у всех детей во время игры, а здесь иначе и нельзя — все роли исполняют школьники разных возрастов, воспитанники экспериментальной театральной студии под руководством Лены Оленовой (режиссер спектакля) и Натальи Слепцовой.

Одиночество в толпе

Лена Семеновна и Наталья Владимировна совершили невероятное, за девять дней поставив такой спектакль, да еще отыграв перед этим премьеру «Шакунталы» по поэме древнеиндийского драматурга.

При этом все действо фонтанирует юной энергией, и спектакль живет: зритель буквально кожей ощущает радость актеров — а им действительно радостно быть, существовать на сцене, оттого что действо понятно им, прочувствовано – и так же оно будет понятно и прочувствовано каждым человеком в зале – и большим, и маленьким.

Одиночество в толпе – какой же одаренностью надо обладать, чтобы суметь выстроить все действо так, чтобы эта идея сквозила в каждой мизансцене, несмотря на юную жизнерадостность исполнительского состава!

Бег к пропасти

Технические возможности крошечной сцены сильно ограничены, но световое и звуковое сопровождение — на высоте. Подсветка – то мертвенно-синяя, то ядовито-оранжевая, то багрово-красная, то их сочетание в черной «рамке» — царапает глаз и мозг. Ускоряющийся барабанный бой — как биение «загнанного» сердца. И тойук, уносящий к звездам…

В сцене со «звездоучетчиком» — звездочетом его не назовешь (у Экзюпери – Деловой Человек) это достигает кульминации: красная подсветка сквозь дым и бешеные полиэтиленовые «волны» под надрывный тойук, рев электрогитары и барабанный бой, подобный бешеному топоту несущегося к пропасти табуна, от которого под тобой вибрирует кресло, и возникает ощущение конца света, геенны огненной. И неожиданно светлый финал под всенародно любимую песню, когда юные актеры пускают в зал разноцветные бумажные самолетики, с которыми выходили на сцену в самом начале. Разноцветные самолетики, одинаковые серебряные парички…

— Каждый спектакль – попадание в сердце, — сказала после показа от имени родителей одна из мам, обращаясь к обеим руководительницам студии. — Таланты наших детей с каждым разом раскрываются все больше и больше, а вы при этом и художники, и хореографы, и режиссеры-постановщики. Спасибо вам за ваш колоссальный труд!

Думается, что каждый зритель, которому посчастливилось увидеть премьеру спектакля «Кыра сулус кыра тойоно», присоединится к этим словам.